Администрация Шелаболихинского района Алтайского края
Официальный сайт

О профилактике дистанционных мошенничеств

Текущее состояние криминогенной ситуации в Алтайском крае, в том числе на территории обслуживания МО МВД России «Павловский» характеризуется устойчивой тенденцией роста преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Ежегодно количество зарегистрированных преступлений данного вида увеличивается: если в 2022 году число таких преступлений в МО ровнялось 103, то в 2023 зарегистрировано 190 преступлений. Не стал исключением и 2024 год.

По итогам прошедших девяти месяцев 2024 года, продолжается рост регистрации обращений жителей Павловского и Шелаболихинского районов Алтайского края с заявлениями о совершении в отношении них дистанционных преступлений. За указанный период зарегистрировано 152 преступления.

На 307,7% (с 13 до 53) увеличилось количество преступлений по ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации».

Мошенничества можно отнести к категории трудно раскрываемых преступлений.

Наиболее распространенный способ совершения дистанционного мошенничества это звонок «сотрудника банка». Как правило, потерпевшими в результате совершения мошеннических действий являются пенсионеры, либо просто доверчивые люди. При этом лица, совершающие данные преступления, обладают «опытом» в обмане людей и знают, как «правильно» вести телефонный разговор, владеющих техникой манипулирования людьми.

 

НИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВ:

Способ № 1

Жертве звонят через мессенджер «Ватцап, Вайбер, Телеграм и т.д.»

Мошенники представляясь сотрудниками службы безопасности банка звонят клиенту и сообщают, что необходимо произвести замену номера прикрепленного к лицевому счету, чтобы предотвратить мошеннические действия в отношении него. Для этого предлагают установить на мобильный телефон приложения «RustDesk» или «Zoom».

Данные приложения позволяют мошенникам дистанционно управлять мобильным телефоном жертвы и открывать приложение «Онлайн банка».

Сотрудники банков не звонят клиентам через мессенджеры «Ватцап», «Вайбер», «Телеграм» и не предлагают скачивать различные приложения и программы.

Способ № 2

Хищение денежных средств с использование приложения сервиса

«BlaBlaCar, Авито, Юла и т.д.»

При совершении преступления, злоумышленники используют официальный сайт, в котором создают аккаунт несуществующего лица, предлагающего услуги перевозки пассажиров. При появлении клиента, уточнении времени, условий и маршрута поездки, злоумышленник под различными предлогами предлагает выйти из официального сайта на общение в мессенджеры «Ватцап», «Вайбер», «Телеграм», в которых клиенту предлагается оплатить поездку якобы на официальном сайте. После получения согласия клиента, ему посредством мессенджера поступает ссылка на поддельный (фишинговый) сайт, при переходе на который открывается «окно» оплаты внешне схожее с официальным сайтом, где злоумышленник предлагает внести реквизиты банковской карты для оплаты поездки. После ввода реквизитов происходит списание денежных средств, а «фейковый» аккаунт удаляется.

Не переходите по ссылкам и не покидайте официальные сайты приложений, чтобы не стать жертвой мошенников.

Способ № 3

Жертву обвиняют в гос. измене за денежные переводы в пользу ВСУ, либо звонки от сотрудников правоохранительных органов, пытающихся предотвратить незаконное оформление кредита.

Мошенники звонят клиенту и представляются сотрудниками полиции, следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Сообщают, что сотрудник банка, в котором обслуживается клиент, украл его персональные данные и осуществляет с его денежного счета переводы в пользу армии Украины. А также ответственность лежит на владельце карты, клиент может быть обвинен в государственной измене, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы.

Затем мошенники представляются службой безопасности банка и утверждают клиента переводить деньги на их счета и даже брать кредиты, мотивируя это тем, что так они смогут вычислить преступника внутри банка.

Сотрудники правоохранительных структур никогда не звонят гражданам с целью обезопасить их банковские счета.

Способ № 4

Заработок на различных интернет-площадках (Биржа, Газпроминвестиции и т.д.)

Граждане самостоятельно, через интернет, либо через звонок осуществляемый злоумышленником, становятся участниками различных инвестиционных проектов. Их убеждают поучаствовать в выгодных инвестициях и получить огромную прибыль, зарегистрировав аккаунт на электронной торговой площадке (бирже), которая якобы имеет официальный статус, однако является эмулятором. Также сотрудники организации граждан, что будут консультировать его в ходе торгов и говорить, когда совершать покупку или продажу активов, чтобы гарантированно приносили прибыть. В процессе торгов гражданину дают возможность немного заработать и вывести на свой банковский счет небольшую сумму денег. После чего, с целью получения более высоких дивидендов предлагают перевести на подконтрольные счета злоумышленников крупные суммы денег. Когда человек намерен вывести полученную прибыль, ему под различным предлогом оказывают и убеждают совершить еще несколько гарантированно выгодных сделок, в результате которых ничего не подозревающий гражданин, под полным контролем брокеров, совершает заведомо убыточные операции и теряет все накопления с лицевого счета.

При обнаружении в сети интернет рекламы по дополнительному заработку на различных биржевых платформах, знайте, что это мошенники. Не переходите на данные сайты, чтобы не стать жертвой мошенников.

 

Способ № 5

Сообщение о взломе Единого портала государственных и муниципальных услуг

Одним из распространенных способов хищения денежных средств в последнее время является получение несанкционированного доступа к личному кабинету пользователя сервиса «Госуслуги». Жертве поступает звонок от злоумышленника, который представляется оператором службы поддержки Единого портала государственных и муниципальных услуг, где сообщает о том, что произошел неправомерный доступ к личному кабинету и для предотвращения необходимо сообщить поступающие на телефон гражданина соответствующие коды. При сообщении кодов, злоумышленники получают доступ ко всем сервисам портала с аккаунта жертвы и имеют возможность подать заявку на оформление и получение кредита с последующим переводом денежных средств на подконтрольные ими счета.

Сотрудники Единого портала государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) никогда не звонят гражданам с целью не санкционирования доступа к личному кабинету. Согласно инструкции и предоставляемых услуг, пользователь сам осуществляет звонки в службу поддержки портала.

Способ № 6

Жертве звонят, представляясь сотрудниками операторов сотовой связи «Билайн, Теле2, МТС, Мегафон и т.д.»

Мошенники представляются сотрудниками оператора сотовой связи и сообщают, что истекает срок действия договора по оказанию услуг сотовой связи и предлагают его продлить в телефонном режиме. Для продления срока договора на абонентский номер потерпевшего приходит смс-сообщения с кодом, который мошенники просят сообщить. После передачи кода, мошенники получают доступ в личный кабинет сотового оператора и заказывают перевыпуск сим-карты с материального носителя на виртуальные (Е-сим).  Завладев абонентским номером, мошенник получает доступ ко всем банковским картам, страницам социальных сетей, привязанных к абонентскому номеру.

Также мошенники, представляясь сотрудниками оператора сотовой связи и сообщают, что необходимо обновить приложение оператора связи или улучшить тарифный план и для этого необходимо скачать программу, которая позволит внести вышеуказанные изменения. Злоумышленником предлагается установить на мобильный телефон приложения «RustDesk» или «Zoom». Приложения «RustDesk» и «Zoom» позволяют мошенникам дистанционно управлять мобильным телефоном жертвы и открывать приложения «Онлайн банка», с целью хищения денежных средств.

Сотрудники операторов сотовой связи не звонят клиентам с предложением установить программное обеспечение на телефон, либо продлить срок договора, так как он продлевается автоматически при постоянном использовании абонентского номера.  При поступлении таких звонков необходимо отключать вызов, чтобы не стать жертвой мошенников

 

Способ № 7

Жертве звонят через мессенджер «Телеграм», «Ватцап», «Вайбер»

Мошенники представляются государственных и коммерческих организаций, где осуществляют трудовую деятельность граждане и сообщают, что им поступит звонок от представителей различных служб «ФСБ, МВД, Министерства Юстиции, Прокуратуры, Центрального банка и т.д.», указания которых необходимо выполнить незамедлительно. При поступлении звонка от вышеуказанных служб, жертве сообщают о том, что необходимо перевести манипуляции по всем имеющимся банковским счетам и картам, находящихся в пользовании у гражданина. В процессе обмана на потерпевшего оформляют кредиты. Данные действия приведут к хищению денежных средств как личных, так и кредитных.

При поступлении сообщений через мессенджеры «Телеграм», «Ватцап», «Вайбер» от руководителей организаций, знайте, что Вас пытаются обмануть и похитить Ваши денежные средства. Чтобы Не стать жертвой данной преступной схемы, о всех поступивших такого рода сообщениях незамедлительно докладывать своему непосредственному руководству.

ПОМНИТЕ!

Никогда, ни при каких условиях, в ходе телефонного звонка, не сообщайте конфиденциальную информацию (личные персональные данные, данные Ваших счетов и банковских карт), данной информацией могут интересоваться только мошенники, для уточнения посетите лично отделение банка или осуществите звонок на известный Вам ранее номер телефона горячей линии Вашего банка, не впадайте в панику!!!

Если Вы или Выши близкие стали жертвами мошенников, или Вы подозреваете, что в отношении Вас планируется противоправные действия - незамедлительно обратитесь в полицию!

ЗВОНИТЕ 102, Вам обязательно помогут!

 

ОП по Шелаболихинскому району МО МВД России «Павловский»

Начальник ОП по Шелаболихинскому району МО МВД России «Павловский» майор полиции К.С. Шушаков

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie