Давно нет среди нас Владимира Васильевича Болдырева – человека хорошо известного старшему поколению Павловского и особенно Шелаболихинского районов.
Владимир Васильевич родился 07 мая 1939 в селе Ельцовка Усть-Калманского района в семье рабочих совхоза.
В начале Великой Отечественной войны, отец, Василий Тихонович. Был мобилизован и погиб. Мать, Мария Андреевна, осталась с тремя детьми, Владимир младший. Как и большинство его сверстников, с ранних лет трудился в домашнем хозяйстве, а потом в совхозе.
В 1954 закончив семь классов Ельцовской школы начал трудиться рабочим Романовского зерносовхоза. Закончив курсы трактористов, был переведён трактористом, осваивая целинные и залежные земли. Освоив хорошо технику и проявив организаторские способности назначен бригадиром тракторной бригады, а в 1960 году комсомольцы совхоза избрали своим вожаком, однако, недолго руководил он комсомольской организацией. Осенью того же года поступил в Бийский техникум механизации сельского хозяйства, а осенью 1961 был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Кремлёвском полку города Москвы. Прослужив год, был комиссован по состоянию здоровья. Во время службы женился на Жанне Тихоновне и с семьёй вернулся на родину и стал работать шофёром в совхозе.
Осенью семья переезжает в Подмосковье, на станции Челюскинская Московской железной дороги он устраивается бригадиром станции технического обслуживания, затем переводится шофёром-бригадиром, потом назначается исполняющим обязанности заведующего мастерской. И последнее передвижение было в подсобный совхоз «Путь к коммунизму»- механиком.
В Алтайском крае в 1967 году на станции Штабка началось строительство крупнейшей птицефабрики. Требовались рабочие, узнав об этом,семья Болдыревых приезжает и Владимир Васильевич устраивается шофёром 1 класса на Комсомольскую птицефабрику. Добросовестно трудится, активно участвует в общественной жизни коллектива.
В 1971 году Павловский райком КПСС направляет Болдырева в Омскую советско-партийную школу, окончив которую в 1974 году возвращается в район и избирается секретарём партийного комитета колхоза имени Ленина, а через год избирается секретарём парткома птицефабрики «Комсомольская».
По окончании совпартшколы он поступает на зоо-инженерный факультет Тюменского сельскохозяйственного института (заочное отделение), а позже переводится в Алтайский сельскохозяйственный институт и заканчивает его.
В 1979 г.Павловский райком КПСС направляет его директором совхоза «Красная звезда». Здесь начинают раскрываться его организаторские способности хозяйственника. За короткое время в совхозе организуется работа кирпичного завода, строятся производственные объекты и жильё. Построен и запущен кормоприготовительный цех для коров. Который славился на весь Алтайский край. По поголовью коров совхоз вышел на 1830 голов, обойдя старейший в районе совхоз «Крутишинский».
В 1982 году Владимир Васильевич избирается председателем Павловского райисполкома, где проходит дополнительную школу хозяйственника.
А когда в августе 1985 года организовался Шелаболихинский район и его избрали первым секретарём районного комитета КПСС, он показал себя незаурядным руководителем. Подбирались кадры руководителей районных отделов и служб, решался вопрос с их размещением. Шёл массовый наплыв населения в райцентр. Ехали молодые семьи с детьми. В экстренном порядке был разработан генеральный план строительства нового райцентра на площадке фруктово-ягодного сада совхоза «Шелаболихинский ». В 1986 году закипела работа – началась раскорчёвка сада, подготовка фундамента под сборные «шведские »дома, рытьё траншей под водопровод и теплотрассы, проброска электролиний. Существовавшая крепкая межколхозная строительная организация (МСО) с хорошей базой была раньше переведена в Павловск, а Новая МПМК разместилась на площадке, где был кирпичный завод и небольшой столярный цех, в вагончиках. Формировался коллектив, набирая кадры со стороны, и одновременно строилась база предприятия и жильё для работников.
На строительство мобилизовывались мужчины райкома партии, райисполкома, районного агропромышленного объединения для заливки фундаментов под дома, в многоэтажных домах пробивали технологические отверствия для систем отопления, водоснабжения, канализации.
Была построена мощная квартальная котельная, но запуск её сдерживали теплосети. Предприятия не успевали поставлять теплоизоляционные трубы.
Владимир Васильевич решает с руководством завода «Металлоконструкций» города Камень- на Оби готовить трубы своими силами, направляет снова мужчиниз вышеназванных коллективов, таким образом решает проблему.
В Советском Союзе была плановая система и строительство шло повсеместно. Строительные материалы поставлялись согласно планам. Но в Шелаболихе строительство шло с опережением планов.
Болдырев направлял решать эти вопросы работников райисполкома, РАПО. Руководителей предприятий и организаций, где не решались - ехал сам и решал.
Что нельзя было решить в крае, ехал в Новосибирскую область. Решал вопрос по цементу в Искитиме, по различным железобетонным блокам в Линёво и сопровождать грузы направлял заведующего общего отдела РК КПСС В.А.Аторина. Он же сопровождал автотранспорт в город Заринск за плитами перекрытия. Долго не могли ответственные лица решить вопрос о переброске электролинии через реку Обь с уникальным пролётом. Владимир Васильевич поехал и «пробил»- линию построили. Он мотался по краю и за его пределами, не считаясь со временем и своим здоровьем. Уезжал рано утром – возвращался поздно ночью.
На площадке нынешних магазинов «Сибиряк» и «Стройцентр»стояли вагончики строителей. Здесь он регулярно рано утром, а иногда и поздно вечером проводил планёрки, где учинял спрос с нерадивых руководителей и ставил новые задачи.
В краевых организациях он решал вопросы путём прохождения всех руководителей. Его гнали из одного кабинета, он шёл в другой, здесь не решали – шел дальше. Старшее поколение шелаболихинцев и района помнят, какими были улицы Ленина, Новая и другие в райцентре:колеи, грязь, пыль. Чтобы начать благоустраивать эти улицы требовалось вписать в план. В крае вопрос не решали. Он отправил председателя плановой комиссии, заместителя председателя райисполкома И.Н.Иванова в Москву, где он прошёл восемь союзных министерств, заручился подписями профинансировать доли, таким образом в 1989 году начали строительство на улице Ленина от автотрассы Барнаул – Камень- на Оби. Сперва проложили новый водопровод. Полотно подготовили, начали укладку асфальтового покрытия. Прошли часть улицы и остановились. Приехали краевые руководители снимать технику. Владимир Васильевич прибыл на место «перессорился» с начальником и заявил: «Ложусь под каток и через мой труп заберёте технику!» Руководители края вынуждены были оставить технику и за лето заасфальтировали дорогу до МПМК и на подъёме переулка Пионерского проложили пешеходную асфальтовую дорожку.
В 1990 начал работать колбасный цех в райпотребсоюз, заработали кондитерские производства в Киприно и Крутишке. Уже в 1991 на базе райпотребсоюза был проведён краевой семинар руководителей и торговых работников.
Когда райкомы КПСС были распущены. Краевые руководители , пришедшие к власти, Болдыреву в районе работу не предложили, так как остался коммунистом.
Он вынужден был искать работу, и устроился директором строящейся Первомайской птицефабрики в Павловском районе.
В марте 1994 года проходили выборы в Алтайское Законодательное собрание. В избирательный округ входили Павловский, Ребрихинский и Шелаболихинский районы. Владимир Васильевич был выдвинут кандидатом в депутаты и блестяще обошёл соперников. На организационной сессии избран председателем комитета по экономической политике, собственности, природоиспользованию и земельным отношениям на постоянной основе.
Работая, что называется , на износ он запустил болезнь и летом свалился, а 23 октября 1994 года, в возрасте 55 лет ушёл из жизни.
Благодаря его организаторским способностям, требовательности, неугомонности и самопожертвованию за 6 лет руководства районом в Шелаболихе построено более 600 квартир, три детских сада, новая база райпотребсоюза, база МПМК, благоустроены главные улицы, работали мощный кирпичный завод, растворобетонный узел, 4 пилорамы и др.
Во всех хозяйствах строили жильё, социальные объекты. Без Болдырева не были бы построены дорога и школа в Макарово.
Район, пожалуй, единственный в Алтайском крае имел в эти годы 10 средних и 3 восьмилетних школы, во всех населённых пунктах детские сады, 7 стадионов. Все специалисты социальной сферы обеспечены жильём.
Наивысших результатов достигли по поголовью крупного рогатого скота (33100), производству молока (29439).
Прирост населения в районе с 1986 по 1990 года составил 1768 человек. Такими темпами другие районы края в то время не развивались.
Выше сказано, что семью создал Владимир Васильевич во время службы. Жена, Жанна Тихоновна Маслова, родилась 12 декабря 1939 года в городе Орле. Отец, Тихон Николаевич работал в Орловском обкоме ВКП (б). Мать, фельдшером в больнице.
В начале 1941 года по решению партии партийные работники были призваны в армию для укрепления кадров. Тихон Николаевич был направлен в Белоруссию в Брестскую крепость, куда переехала вся семья.
22 июня 1941 года фашисты Германии всей военной мощью обрушились на Брестский гарнизон. Вот как вспоминает Жанна Тихоновна «В 4 часа утра начался налёт вражеских самолётов. Небо стало чёрным от их огромного количества. Всё сразу смешалось: страшный рёв, сыпались бомбы, взрывалась до неба земля, гибли люди…». Отец, на бегу, надев портупею, убежал в часть. Машина вывезла нас из крепости. Каким то чудом мы вырвались из этого ада. За крепостью было большое поле ржи. Как только мы выехали из ворот начался налёт. Шофёр крикнул: «Все из машины в рожь!» Мама , бабушка и мы с сестрой – в рожь. Бомба попала в машину. Дальше была, где то станция. И начались наши мытарства по дорогам войны.
Ни дома, ни еды, ни одежды – ничего, все документы в крепости сгорели. После войны их восстанавливали. Все не расскажешь, как долго добирались до станции. Жили в разбитом самолёте – одним крылом в глубоко в земле. Питались травой и водой из луж. Поезда не ходили, налёты постоянно. Только осенью приехал поезд, грузили кто с детьми и жён офицеров. На всех не хватало мест. Узнали, что едем на Урал в город Молотов (Пермь). На пол -пути снова налёт поезд в щепки, люди кто куда в разные стороны. Мама с сестрой и я с бабушкой (мамой отца) потерялись в этом ужасе. Два года не могли найти друг друга. Как –то люди помогли.
Отец пропал без вести. В июле 1941 года, таков ответ на наш запрос из архива Министерства обороны. Самое страшное ощущение – это голод, есть всегда хотела. Голод был жуткий, мы начали опухать. В 1943 году с Урала начали в Москву возвращаться заводы, эвакуированные в начале войны. Нам повезло нас взяли на поезд.
В г.Мытищи Московской области нас приютила бабушка (по маме). В 1947 году я пошла в школу. Голод преследовал нас всюду. Суп варили из лебеды и крапивы, трава паслён – это сахар, жмых (отжим из семечек) – счастье. Нас качало ветром, болели малокровием от голода.
После школы 1957 год окончила торговое училище, машиностроительный техникум, Московский финансово-экономический институт. Так описала Жанна Тихоновна свою жизнь до замужества.
А дальнейшая семейная жизнь была на «колёсах» и переезды были связаны с Владимиром Васильевичем. Но чтобы было наглядно пройдёмся по городам и сёлам: Москва-Алтай (Штабка, Павловского района)-Омск-Штабка-Киприно-Штабка-Кучук-Павловск-Шелаболиха-Барнаул…Приходилось работать техничкой, оператором на машино-счетной станции, бухгалтером, заместителем главного бухгалтера.
В семье Болдыревых две дочери, которым тоже было не сладко. Старшая, Марина, училась в шести школах, а каково это для ребёнка и для родителей, понятно тем, кто всё это испытал.
После смерти Владимира Васильевича, Жанна Тихоновна и семьи дочерей жили в Барнауле, а в дальнейшем разъехались.
Марина живёт в Москве, а Жанна Тихоновна с Лилей - в Новосибирске.
У Болдыревых старших – внук и две внучки и три правнучки. Бабушке скучать не приходится.
В заключение письма Жанна Тихоновна пишет; «То, что «детям войны» пришлось пережить во время Великой Отечественной войны не дай бог никому. Особенно тем детям, которые войну видели воочию, жили под бомбёжками, голодали, остались без родителей.
В 1995 году я ездила в Брестскую крепость на 9 мая. Там солдатские казармы остались в таком же разрушенном виде, как напоминание об ужасах прошедшей войны. На месте наших квартир плакат с рисунком , где они были.
Сейчас поисковики находят без вести пропавших воинов. Про моего отца пока нет никаких сведений».